Главная » 2021 » Декабрь » 9 » Проблема- О заблудившихся детях...Михаил Савченко . Лесные новости
21:46
Проблема- О заблудившихся детях...Михаил Савченко . Лесные новости

Михаил Савченко (Москва) О заблудившихся детях

4.12.2021 21:16                                                                                                                               Лесные новости

Как и обещал недавно, даю подробный рассказ об этой стороне ориентирования.
Впервые такое явление появилось в 90-х годах и сначала, к сожалению, не было принято всерьез, усиленно замалчивалось тренерами(!) и потому дошло до трагедии. Лишь после этого оно было изучено, привлечены специалисты, определены причины появления этой беды, намечены пути устранения. К сожалению, и тогда не все тренеры сразу восприняли необходимость действий по устранению этого явления, поэтому трагедии исчезли не сразу. И в последующие годы периодически возвращались.
ЧТО ПРОИСХОДИТ.
Ориентировщик на дистанции, чаще ребенок, вдруг не понимает, где находится, он теперь "один в незнакомом лесу". При этом он вроде бы заранее обучен действиям в таких ситуациях - ему "вдолбили" аварийный азимут и ограничивающие ориентиры. Но вместо того, чтобы выйти из леса, он:
- или останавливается и сидит на одном месте многие часы, до прихода спасателей (иногда они, к сожалению, не успевали до трагедии);
- или бежит куда-то, пересекая шоссейные и железные дороги(!), и его буквально ловят, иногда на вторые-третьи сутки, за десятки километров от места соревнований.
После прихода спасателей бывшие заблудившиеся, неспособные пройти несколько метров, "вдруг" оживают и спокойно идут со спасателями многие километры. И все они, оказывается, прекрасно помнят про аварийный азимут и подробно объясняют, что они должны были делать вместо того, чтобы "сидеть под елочкой" или "бежать сломя голову".
ПРИЧИНА
Причина - чисто психологическая. Поведение человека, особенно ребенка, чаще всего определяется не им самим как личностью, а его социальной ролью в обществе - "ученик в школе", "сын дома",... Есть также роль "участник соревнований по ориентированию". - Все эти роли человеку знакомы, он знает как надо себя вести, что такое аварийный азимут...
Если человек воспитан в семье и школе как самостоятельная личность, умеющая решать как поступить в разных необычных случаях; если он способен брать на себя ответственность за свои действия, - то он готов на самостоятельные действия и в необычной ситуации, например:
"один в незнакомом лесу".
Если же человек в жизни обставлен законами и запретами, поле для самостоятельных поступков у него сужено, - то в необычной ситуации, например, "один в незнакомом лесу", он не способен на разумные действия и его поведение определяется врожденными особенностями психики. Он или "прячет голову под крыло", или "бежит от опасности".
Происходит как бы подмена личности, знания и навыки "человека разумного" у потерявшегося отсутствуют, его действиями руководят инстинкты.
ВАЖНО: знаний аварийного азимута у него просто нет, они остались у "участника соревнований".
ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ
В советские времена в детях воспитывалась относительная самостоятельность, как в семье, так и в школе, и в пионерских лагерях. На уроках и экзаменах надо было самостоятельно решать задачи, а не выбирать из нескольких готовых ответов. В школе и в пионерских лагерях были игры в незнакомом лесу - "зарница", "встреча рассвета", туристические походы. Как следствие, трагедий на соревнованиях по ориентированию не случалось.
В настоящее время люди - и взрослые, и дети, - обставлены государственными запретами через камеры слежения, электронные копии человека, надзирающие органы. Человек не может сам решить, что ему здесь можно немного превысить скорость; тренер не может без кучи документов вывезти детей на соревнования; ребенок не может дать собственное решение задачи... При любом самостоятельном поступке последует наказание от государства - штраф, увольнение, двойка...
ЧТО ДЕЛАТЬ
Приучать детей к самостоятельности, как в обыденной жизни, так и к выполнению задач в незнакомом лесу - походами, поочередным самостоятельным ведением группы без подробной карты, самостоятельным поиском пути на незнакомой местности...
Тренерам сейчас это сделать гораздо труднее, чем раньше, - слишком много бумаг надо оформлять. Надежда больше на родителей. То есть дополнительная задача тренеров - умело им это объяснить.
Конечно, каждому тренеру хочется надеяться, что ему ничего делать не надо, уж с его-то детьми это не случится. - Это ложь. Беда случается как раз неожиданно. И мне довелось видеть тренера, чью 15-летнюю спортсменку в декабре, рядом с Москвой, в лесопарке, при многократных поисках, не смогли найти до полуночи. - Жуть. Никому такого не пожелаю.
БОЛЕЕ ПОДРОБНО И ОБСТОЯТЕЛЬНО

об этой беде написано в газете "Лесные О-Вести" №3 (1998 г.).

страница 1 ,
страница 2 ,
страница 3 (tif)
Если решили задачу, то прежде чем смотреть правильные ответы, запишите свои. Потому что велик соблазн самообмана, проверено.

страница 4 (tif)

Просмотров: 157 | Добавил: lider | Рейтинг: 2.0/1